В ГДК «Дружба» продолжается работа по проекту школы фольклора «Истоки», направленного на формирование патриотизма, уважения к Родине, основанное на изучении традиционной культуры сибирского региона (Иркутская область, включая сельские поселения Кеуль и Невон) в игровой, непринуждённой форме. Успешная реализация программы проекта первого года обучения подтвердила важность и дальнейшую необходимость распространения и освоения учащимися средних образовательных учреждений новых знаний и навыков о культуре родного края.
Учащиеся были условно разделены на группы, каждая из которых побывала на занятиях профильных направлений. На занятиях по инструментальному творчеству дети познакомились с народными шумовыми инструментами: ложками, рубелем, различными трещотками, колотушками, треугольниками, музыкальной коробочкой, а также на практике проявили полученные знания и навыки игры на выбранном инструменте в составе детского шумового оркестра.
На занятиях по народному танцу от наставников-балетмейстеров дети узнали о хороводе как о древнем виде народного танцевального искусства, сочетающим хореографию с переплясом и песней. Учащиеся узнали, что хороводы различаются по построению: круговые, линейные, улиточные или завивательные хороводы. На практике познакомились с их отличиями:
– круговые хороводы – это когда пение и действие идёт по кругу, так как круг всегда имел у русских людей магическое значение, где круг – это солнце, движение времён годового цикла, круглыми пекли блины на масленицу. Когда люди вставали в круг, они старались задобрить солнце. Люди верили в то, что после исполнения такого хоровода урожай будет хорошим.
– линейные хороводы – это когда играющие шли линиями навстречу друг другу, обычно пение велось в виде диалогов, в вопросно-ответной форме.
– улиточные или завивательные хороводы – это когда ведущий ведёт за собой всю единую линию зигзагом, или, завивая в «улитку, капустку».
На занятиях дети узнали о популярном танце наших сибирских предков «Улица на улицу» и разучили его характерные движения.
На занятиях по прикладному творчеству дети познакомились с историей возникновения тряпичной куклы, которая являлась с давних времён традиционной игрушкой русского народа, узнали, из какого материала делались куклы, в каком возрасте дети стремились их повторить самостоятельно, как относились к куклам, на какие виды можно разделить кукол по их предназначению: обрядовые куклы, обереговые и игровые куклы. На увлекательных занятиях дети получили представление о большом разнообразии видов тряпичных кукол, смогли близко рассмотреть, подержать их в руках, а также попробовать собственноручно смастерить приглянувшийся образ. Всем интересно было узнать, что по обыкновению, тряпичная кукла без лица – безлика. Кукла без лица считалась предметом неодушевленным, недоступным для вселения недобрых сил. Каждая безликая кукла, тем не менее, имела свой характер, но предназначение для всех оставалось одно: нести здоровье, радость, благополучие. Кукол не выбрасывали, передавали по наследству, поэтому техника их изготовления сохранилась до наших дней. Таким образом, на занятиях по прикладному творчеству состоялось приобщение усть-илимских ребятишек к народным традициям и культуре.
На занятиях по народному вокалу дети познакомились с жанрами народной песни: колыбельной хороводной, плясовой, игровой, научились их различать, выучили хороводную песню, которую исполняли в селе Кеуль на Масленицу: «Ты заря, заря, вечерняя моя».
Занятия по направлению фольклорный театр предполагают развитие интереса к традиционной культуре через игровую творческую деятельность или игровой фольклор, формирование навыков коллективного творчества, а также практическое освоение различных видов фольклорного театра и обрядовых форм. Для достижения поставленной цели наставником этого направления были избраны методы обучения: словесный (рассказ, беседа, объяснение), наглядный (наблюдение, демонстрация) и практический (упражнения воспроизводящие и творческие). На этом занятии дети на практике осваивали ролевые игры, создавали образы и учились перевоплощаться. Практические мероприятия по проекту в этом году завершены. Каждая из групп смогла посетить все профильные занятия. Специалистами МАУК ГДК “Дружба” проделана большая работа.
Ещё 2 мероприятия школы фольклора «Истоки» запланированы на второе полугодие.
Методист МАУК ГДК “Дружба” Р.Г. Гордиенко