Оксана Гимранова: «Мечтаю воспитать плеяду учеников!»

Уходящий 2022 год был для руководителя хореографического ансамбля «Этна» Оксаны Гимрановой успешным. Она признана лучшим педагогом-руководителем VI Международного конкурса искусства и творчества ROSSиЯ.RU-2022.
Поэтому Год педагога и наставника хотим начать с близкого знакомства с талантливым балетмейстером и педагогом-хореографом Дворца культуры «Дружба».


– Оксана Валерьевна, когда началось Ваше увлечение танцами?
– В 13 лет. Оксана Склярова, с которой мы сейчас вместе работаем, а раньше учились в одной школе, на одном школьном мероприятии показала танцевальный номер. Меня поразило ее умение вращаться, при этом голова словно на одном месте была. Тоже захотела этому научиться, поэтому пришла во Дворец культуры «Дружба» в хореографический ансамбль «Детство» под руководством Людмилы Марксовны и Геннадия Васильевича Рац. Дворец полгода как открылся, так что вся моя жизнь связана с этим учреждением. Коллектив ансамбля был очень большой, около 600 человек. У меня было искривление осанки, плечи до ушей, «косолапила», несмотря на такой «багаж», меня взяли. Три года я занималась и вообще не выступала. Это сейчас дети знают, что в первый же год занятий они будут выступать на сцене, а тогда был очень жесткий отбор – по фигуре, внешности, способностям. В советский период мы часто выезжали с концертами на строительные площадки, в отдаленные поселки. Старший состав ансамбля выпустился, а нам надо было ехать на остров Дальний. Меня взяли, ведь я хорошо знала все партии всех танцев. Хорошо помню эту поездку. Двадцать минут страха на вертолете. (смеется).
– Детское увлечение танцами повлияло на выбор профессии?
– Нет. Я хотела стать экономистом, а моя подруга мечтала стать хореографом. Но профессиональная зоркость Людмилы Марксовны развернула ситуацию на 180 градусов. В коллективе у нее было шесть педагогов-хореографов, бывало, что кто-то уезжал, и она просила ребят из старшей группы провести занятия в младшей. Я часто соглашалась. Возможно, тогда она увидела во мне потенциал педагога. Ей хотелось подготовить свою кадровую базу, чтобы в коллектив приходили люди, которые знают всю работу изнутри, поэтому посоветовала идти учиться на хореографа. Но мои родители были против, особенно папа, говорил, что танцами я денег не заработаю. Профессия хореографа не была востребованной. И вот я с Оксаной Скляровой, почти круглые отличницы, с двумя четверками в аттестате, вопреки желанию наших родителей, отправились в Кемерово поступать в училище искусств. С училищем родители категорически не согласились, в итоге мы оказались в Улан-Удэ, в институте культуры. Думала, выучусь и буду ездить на гастроли с танцами, буду «звездой». На втором курсе пришло осознание, что ждет меня карьера педагога-хореографа. Непросто было мне, молодому специалисту, стоять перед почти ровесниками и объяснять, какой танец хочешь поставить. Но довольно быстро пришло понимание, что я педагог, а значит, как скажу, так и будет. Дети быстро это почувствовали и приняли, поэтому в работу втянулась легко. Да и работать я вернулась в родной город, в родной Дворец культуры, под крыло любимого педагога. Людмила Марксовна была талантливым хореографом, делала грандиозные массовые постановки. Например, на 9 Мая всю площадь перед Дворцом занимали танцовщики. Это были зрелищные постановки, как сюиты, с участием разновозрастных детей. Этот опыт мне очень пригодился в дальнейшей работе.
– Когда появился свой коллектив?
– С Людмилой Марксовной я отработала полтора года, а потом сделала свой ансамбль. В первом составе было 33 человека. Как сейчас помню, билет на концерт стоил пять рублей, зрителей в зале было легко посчитать. Дети в печальных костюмах из купальников и органзы. Время было непростое: 90-е. Что могли достать, из того и шили. Тогда и появилась идея создать шоу-балет, чтобы начать зарабатывать деньги. Мы ставили театрализованные, зрелищные номера. Название нашей группе – «Этна» – предложил друг Юрий Мильчинский, сейчас он работает в Москве. Не зря говорят, как ты лодку назовешь, так она и поплывет. Этна – вулкан на Сицилии. Заметила, кстати сказать, одну закономерность: когда вулкан начинал извергать лаву, шоу-балет всегда хорошо зарабатывал. Мы выступали на различных городских массовых мероприятиях и даже в ресторанах. В составе были совершеннолетние ребята. Работали очень технично, в красивых костюмах, часто обновляли программу. Делали танцы с перьями, шляпами, светящиеся – все это выглядело очень достойно и было востребовано. Шоу-балет «Этна» работал в основном в эстрадном жанре. Популярность коллектива росла, со временем появился коллектив-спутник «Фантазия», где занимаются дети младшего возраста. С ними работает Оксана Петровна Склярова – профессиональный педагог, который всем сердцем любит дело, которому посвятила свою жизнь. Она преподает в школе искусств, отлично знает основы классического танца, щепетильно относится к правильной постановке корпуса, рук, ног. Свою работу делает очень качественно. Возможно, кто-то считает ее излишне строгой и требовательной, но это не так. Подготовленные ею дети в старшей группе дают отличные результаты.
У нас ведь самодеятельный коллектив, нет возможности заниматься ежедневно. Несмотря на это, мы стараемся дать детям полный объем по классическому танцу, безусловно, в щадящем режиме. Нашим детям повезло, что они постоянно на сцене, в месяц порой до десяти концертов проходит. И это отличная возможность раскрыться, показать свои способности. Усть-Илимск – город небольшой, посещаемость наших концертов высокая, поэтому приходится часто обновлять репертуар, чтобы удержать зрителя.
– Выступления ансамблей «Этна», «Фантазия» не только яркие, но и абсолютно разножанровые. Есть какие-то стилевые предпочтения?
В институте культуры нам преподавали народный танец, чему я бесконечно рада. У нас были высокопрофессиональные кураторы, которые давали обширные знания. Мы изучали, конечно же, и классический танец – это основа основ. Во Дворце культуры сложилась очень благоприятная атмосфера для развития хореографического искусства, выступление каждого ансамбля узнаваемо, потому что имеет свой почерк. Раньше мы устраивали танцевальные баттлы между нашими коллективами, собирали полные залы, приглашали хореографов из других городов для оценки нашей творческой деятельности. Теперь приглашаем известных балетмейстеров на мастер-классы или для новых постановок. В своей работе применяю смешение стилей. Считаю, что это обогащает репертуар, помогает детям расширять свой кругозор, проявлять способности, получать навыки. Мы ставим народную, современную, эстрадную хореографию. Стараюсь делать такую лексику танца, чтобы она была и понятной, и красивой, нравилась зрителю, детям, родителям.
– Как приходят идеи для постановки танца?
– По-разному. Бывает, слушаешь музыку, и в голове рождается образ. А иногда дети помогают. Порой стоят, балуются, движения какие-то делают, а потом из этого рождается танец. Вместе часто что-то придумываем.
Много сама ставлю: «Моя Россия», «Кельтский», «Детская пляска», «Морской». Все танцы в младшей группе сами ставим. Можем снимать чужие номера, то есть копировать, при этом всегда указываем, кто автор постановки. Сейчас даже в институтах ввели экзаменационную работу переснять номер и поставить его на другой коллектив. Номер «Испанский балет» снят как раз практиканткой. Мы его потом отправили на конкурс. Жюри высоко оценило не только красоту постановки, технику исполнения, но и то, что мы честно заявили, что не являемся авторами.
Народной лексики у нас много, потому что народность у нас в крови. И когда ставишь народный танец, он словно сам льется. Хотя многие недооценивают народные танцы, считают их простыми. Например, хоровод – один из самых сложных номеров: выдержать плавный шаг, запомнить все перестроения из одного рисунка в другой, чтобы все ровно и технично было. На День семьи, любви и верности, 8 июля, перед выступлением пошел ливень, скользко, говорю ребятам: «надо плыть». На сцене они буквально катались и потом сказали, что поняли, как это «плыть».
– В коллективе появилось много мальчиков в этом году. Как удалось этого добиться?
– Да, 25 мальчиков. Я долго молилась! (смеется). Это, конечно же, благодаря талантливому хореографу Андрею Владимировичу Перепелицину. Мы с ним работаем больше года. Он внес большой вклад в наш коллектив, наработал много трюковых моментов, которые мы активно использовали в танцах в прошлом году с выпускниками в номерах «Морской», «Военный». Это было очень зрелищно! Родители и повели к нам своих сыновей, захотели, чтобы их дети так же красиво могли выступать на сцене. Мальчишки молодцы! Трудятся усердно! Мы с ними сейчас технику трюков отрабатываем. Занятия проходят четыре раза в неделю, занимаемся по четыре, а порой и по пять часов, но никто не жалуется. Наоборот, ребята учатся правильно распределять свое время. Ведь многие из них, помимо танцев, еще и спортом занимаются.
С Андреем Владимировичем, безусловно, работать стало легче. Раньше, чтобы показать, как надо делать поддержку, я сама поднимала девчонок. Рада, что у нас сложился такой тройственный союз педагогов, вместе мы обсуждаем номера, темы, не боимся критиковать друг друга. Ведь наша работа в конечном итоге идет на результат, от которого выигрываем и мы, и дети, и зрители.
– Что дала Вам победа на конкурсе?
Это, конечно, приятно! Когда мы раньше приезжали на конкурс и ничего не выигрывали, видела настроение ребят… В танцах я уже 26 лет. Есть опыт, понимание, как и что надо ставить, как это будет выигрышно смотреться. Победа на конкурсе – это признание не только моего опыта и профессионализма. Эта победа и наших детей. Это значит, что наш коллектив растет и развивается. Несмотря на то, что мы живем в глубинке, мы можем выступать на очень высоком уровне, если сравнивать с крупными городами.
– А с выпускниками связь держите? Есть последователи?
– И связь держим, и последователи есть! И парни, и девчонки приезжают на каникулы и всегда во Дворец приходят. На 8 июля нужно было концерт готовить, ребята, кто выпустился, уехали поступать. Я клич бросила, кто в городе был, пришли все: Артем Гордеев, учится в Краснодаре, Гриша Суханов – в Санкт-Петербурге, девчонки – в Иркутске, Новосибирске, Москве. Собрались, вспомнили все, хотя год не танцевали. Скучаю по ним, особенно по мальчишкам, ведь их не так много, и каждый из них в сердце. Танцы им в жизни потом многое дают: не только красиво танцевать, но в первую очередь помогают влиться в коллектив, легко найти общение с людьми, к девушкам опять же отношение очень бережное.
Многие девочки выбрали профессию хореографа: Яна Белявцева, Маша Куртынина, Настя Волкова. Наталья Ардалионова уже работает в Красноярске, Наталья Ларина – в Краснодаре, Наталья Ковальчук – в Санкт-Петербурге. Мне радостно, что девчонки избрали для себя этот путь, хотя учить танцу совсем не просто. Но как и Людмиле Марксовне, мне тоже хочется воспитать плеяду учеников, кто-то из них вернется в коллектив и будет продолжать наше общее дело.

ОК: www.ok.ru/uigdk
ВК: www.vk.com/dkdrujba
Youtube: www.youtube.com/c/ГородскойДворецкультурыДРУЖБАгУстьИлимск
Rutube: https://rutube.ru/channel/23554713/
Телеграм: https://t.me/uigdk2020
WhatsApp,Viber +79242922353

#ГДКДРУЖБАУСТЬИЛИМСК
#КУЛЬТУРАЭТОМЫ
#ПОДДЕРЖИТВОРЧЕСТВО
#КУЛЬТУРА
#УСТЬИЛИМСК
#ЭТНА
#ФАНТАЗИЯ